Фильмы Южной Кореи как отражение ее жизни
Расцвет этой отрасли пришелся на начало 21 века, когда мир заинтересовался захватывающими, мрачными и непредсказуемыми корейскими фильмами – такими как «Олдбой» (2003), завоевавший через год после выхода Гран-При жюри Каннского фестиваля. С тех пор корейцы получили немало наград, но мало кто ожидал потрясающего триумфа фильма «Паразиты» на церемонии «Оскар-2020».
Успех «Паразитов» подтвердил то, что корейский кинематограф не сдал своих позиций, и по-прежнему способен поднимать острые социальные проблемы и исследовать их с самых неожиданных ракурсов. Современных корейских режиссеров сравнивают с Хичкоком, Куросавой и Феллини за авторский взгляд и подход.
Десять хитов, о которых мы сейчас расскажем, помогут вам расширить свои познания о стране утренней свежести, задуматься, рассмеяться или ужаснуться.
«Шальная пуля» («Obaltan»), 1960
Фильм Ю Хён Мока, снятый по роману Ли Бон Сона, часто называют лучшим южнокорейским фильмом всех времен. Он повествует о разрушительном воздействии Корейской войны даже после ее окончания. Главные герои – бедняки, еле-еле сводящие концы с концами. Клерк Сон Чхоль Хо даже не может позволить себе вылечить больной зуб. Его брат Ён Хо, ветеран войны, перебивается случайными доходами и пропивает их с однополчанами, а сестра, бывшая медсестра, вынуждена заниматься проституцией. Пытаясь вырваться из нищеты, Ён Хо совершает налет на банк, но хэппи-энда в фильме не будет. Ветерана задерживают, беременную жену клерка отвозят в больницу, и он вынужден принять у сестры «грязные» деньги, чтобы оплатить медицинские услуги. Однако жена и ребенок умирают при родах. Все, что остается Сон Чхоль Хо – вырвать больной зуб. Его «правильные» жизненные цели оказались ошибочными.
Критики расценивают «Шальную пулю» как фильм-предвидение, затронувший запрещенные в то время вопросы – например, синдром посттравматического расстройства. Герои войны ощущали беспомощность и стыд, не понимая, как нужно вести себя в мирной жизни.
«Чилсу и Мансу» («Chilsu and Mansu»), 1988
С 60-х до 80-х гг прошлого века Южная Корея осуществляла жесткую цензуру фильмов. «Чилсу и Мансу» - одна из первых дорам, которой повезло со свободой слова. Сюжет ленты повествует о двух безработных художниках, которых отчаяние объединяет больше, чем профессия. Они мечтают сбежать на Запад – и это желание заполнить культурную пустоту страны тоже явилось пророчеством. Современная Корея во многом сформирована американскими и европейскими тенденциями.
«Позаботьтесь о моем коте» («Take care of my cat»), 2001
Дебютный фильм Чон Чжэ Ына рассказывает о сложностях, сопровождающих корейскую молодежь после окончания средней школы. В Корее существует система университетов SKY, объединяющая Сеульский национальный Университет, Университет Корё и Университет Ёнсе. Поступление в SKY определяет будущую карьеру и социальное положение, поэтому конкуренция при поступлении настолько высока, что школьники часто учатся по 12 и более часов в день. Фильм повествует о жизни пяти школьных подруг, их сложном и трудном вхождении во взрослую жизнь, социальном расколе и непонимании. Лейтмотив дорамы – уличный кот, переходящий от одной подруги к другой по мере обстоятельств.
«Олдбой» («Oldboy»), 2003
Режиссер Пак Чхан Ук нашел собственную нишу, создав «трилогию о мести». «Олдбой» - вторая часть дорамы, посвященная странной истории О Дэ Су, проведшего в заточении 15 лет и мечтающего разобраться, кто и за что его поместил в тайную тюрьму. Фильм снят по мотивам одноименной японской манги. Исследование темных уголков человеческой души и одержимость местью нашла широкий отклик у западного зрителя – при всей аутентичности обстановки в фильме прослеживается подоплека из античных мифов.
Гротескность подачи также заслуживает пристального внимания: так, О Дэ Су узнает об окружающем мире только из телевизора, и все 15 лет питается жареными пельменями. Сцена с поеданием живого осьминога – одна из самых сильных в фильме, снятая за четыре дубля. Актеру Чхве Мин Сику, исповедующему буддизм, пришлось нелегко.
«Пустой дом» («3-Iron»), 2004
Этот фильм завоевал четыре награды Венецианского кинофестиваля-2004. Сценарист и режиссер Ким Ки Дук снял невероятно красивую и драматичную историю о пустоте и одиночестве героев в условиях чудесного экономического подъема Кореи. Богатства и технологии не облегчают жизнь, а разрушают ее. Главный герой, мотоциклист Тэ Сук, работает разносчиком меню. Он наклеивает рекламные листовки на замочные скважины квартир и домов, а через несколько дней проверяет, сняли ли их хозяева, или жилье пустует. Тэ Сук входит в свободные квартиры, живет в них, выполняя небольшую работу по дому – чинит вещи, стирает белье. Но один богатый дом не пустует – в нем живет Сунь Хва, которую регулярно избивает муж. Тэ Сук вмешивается и защищает женщину, после чего она уезжает вместе с ним. Странные молчаливые путешествия по чужим квартирам продолжаются, пока полиция не находит главного героя. Хэппи-энда в фильме нет: герой отправляется в тюрьму, героиня – домой.
«Братство войны»/ «38 параллель» («Taegukgi: The Brotherhood of War»), 2004
Эпическая история Канг Дже Гю возвращает мир в 50-е гг прошлого века к эпохе Корейской войны. Фильм повествует о двух братьях, Ли Джин Тхэ и Ли Джин Сок, которые в итоге оказываются по разные стороны баррикад. Жестокая реалистичность военных сцен стала причиной введения ограничительных возрастных цензов при показе картины в большинстве стран мира. Разделение Кореи до сих пор рассматривается как национальная трагедия, и пронзительность фильма – яркое доказательство этой точки зрения.
«Мать» («Madeo»), 2009
С начала нового тысячелетия корейский кинематограф акцентирует внимание на гендерном неравенстве или несправедливости, даже если эти тенденции еще плотно сохраняются в обществе. Режиссер Бон Джун Хо представил ленту, посвященную расследованию убийства школьницы. В убийстве обвинен молодой человек До-Чжун, отстающий в развитии и живущий со своей матерью. Мать не верит в виновность сына и оказывается одна против закона и власти. Фильм интересен не только замысловатой детективной линией, но и самим образом Матери, которая вступает на тропу войны с государством и борется с социальным неравенством.
«Поэзия» («Shi»), 2011 г
Сложно сказать, как во времена легких фильмов корейцам удается показывать суровую реальность, и при этом достигать абсолютного успеха. Фильм Ли Чхан-Дона основан на реальных событиях, когда группа подростков в небольшом городке изнасиловала свою сверстницу. Эксцентричная Миджа в одиночку воспитывает внука – грубого и хамоватого подростка - и прислуживает парализованному богачу, чтобы заработать на жизнь. Она ищет красоту в простых вещах и записывается на курсы поэзии, еще не зная, что неуклонно сползает в жестокую болезнь Альцгеймера. Внук оказывается участником группового изнасилования и убийства, и Мидже нужно найти деньги, чтобы откупить подростка, как это сделали родители остальных детей. Впрочем, деньги не помогают, и Мидже единственной из всего курса удается написать стихотворение.
Критики увидели в этой картине множество аллюзий, и возможно, противопоставление души Востока с жестокостью цивилизации Запада, мира, созданного Богом и мира, созданного Человеком – основной лейтмотив фильма.
«Окча» («Okja»), 2017
Окча – это суперсвинья, за которой 10 лет ухаживает маленькая Мия. Конечно, ее вывели не для радости или удовольствия ребенка. Все прозаично: Окча – экологически чистое и натуральное мясо, эксперимент фуд-корпорации, но Мия не желает, чтобы ее друг стал полезной едой. Режиссер Бон Джун Хо затрагивает очень важную проблему обращения с животными в Корее, но это лишь один пласт этого великолепного многослойного фильма, где сатира подана тонко, а не гротескно. По сути, это протест против общества потребления и гимн вечным ценностям, таким, как дружба.
«Паразиты» («Parasite»), 2019
Неудивительно, что фильмы, о которых мы рассказали выше, стали плавной подводкой к абсолютной бомбе Бон Джун Хо о классовом разрыве в Южной Корее. «Паразиты» - картина, которая приковывает зрителя к экрану, так как яркий и тонкий комедийный настрой внезапно сменяется остросюжетным триллером. Никаких супердекораций, ландшафтов и дорогих съемок: действие происходит в основном в двух локациях – подвале, где обитают бедняки Кимы и роскошном особняке, где живут богачи Паки. Изобретательные Кимы поочередно устраиваются на работу к Пакам, при этом их драйв и энергия поразительны. Стоит ли говорить, что понимания эти два класса никогда не достигнут, и финал картины резок и трагичен?
«Паразиты» обращены к реальной и нарастающей проблеме: тяжелый и честный труд не позволяет вести полноценную жизнь. Молодежь Кореи начинает сопротивляться этому, так как не видит примеров у старшего поколения, так и не выбравшегося из бедности.