По ком звонят корейские колокола
В новогоднюю ночь десятки тысяч корейцев собираются на площади перед павильоном Посингак, чтобы услышать звук колокола, возвещающего приход Нового года. Во времена династии Чосон 33 колокольных удара извещали о закрытии четырех сеульских ворот; также колокол использовался для предупреждения о пожаре.
Сегодня он исполняет роль своеобразных курантов, а честь ударить в него предоставляется мэру Сеула и 11 гражданам, которые заслужили это право своим трудом. Считается, что звук колокола стирает все плохое из жизни, поэтому в канун Нового года церемонию ожидает огромное количество людей, а поезда метро не останавливаются на станции Чонгак.
Колокол, который в настоящее время находится на колокольне – это копия, изготовленная в 1985 г. Аутентичный колокол Посингак (1468 г) хранится в Национальном музее Кореи. А мастера, создавшего копию, зовут Вон Кванг Сик. За 60 лет своей работы он создал более 8000 храмовых колоколов, в том числе Emille Bell – национальное сокровище N 29.
Колокол короля Seongdeok (Emille Bell)
Вряд ли в Корее найдется еще одна столь грустная легенда о происхождении культового артефакта. Отлитый из бронзы колокол считается самым красивым в стране и находится в городе Кенджу, который являлся корейской столицей во времена государства Силла.
Emille Bell был отлит в 771 г и его размеры впечатляют:
- диаметр изделия составляет 2,27 м;
- высота – 3, 33 м;
- Интересно, что долгое время никто не знал точного веса артефакта. Только в 1997 г музею удалось определить истину: вес изделия составляет 18,9 т.
Колокол короля Seongdeok – одна из самых сложных работ своего времени, и рассматривать его можно бесконечно. Тысячу лет он созывал жителей страны на молитвы: его голос был слышен на расстоянии 60 км. Позже на колоколе появились трещины, и он замолчал. Но чтобы туристы все-таки могли насладиться его звоном, в музее в определенное время включают аудиозапись.
Душераздирающий звук колокола похож за протяжный и печальный зов – аналогов этому звуку в мире нет. И вот как, по легенде, этот звук появился.
Идея отлить огромный колокол в память об отце принадлежала королю Кендоку, сыну Сондока Великого. Работа длилась долго, но ничего не получалось: то изделие трескалось, то звук получался слишком глухим. Кендок умер, и процесс изготовления контролировал уже его сын, Хегон. Провидец поведал Хегону, что колокол зазвучит как нужно, если ему принести в жертву невинное дитя. Но никто не знал, где взять такого ребенка.
Тем временем буддийские монахи собирали пожертвования на колокол, и один из них зашел в дом к бедной женщине, у которой не было денег. В сердцах женщина закричала, что единственное, что она может пожертвовать – свою маленькую дочь. Монах рассказал об этом в монастыре, и министры отправились к нищенке за девочкой. Мать плакала и умоляла их о пощаде, но девочку забрали и бросили в раскаленный горн кузницы. Ее крики были невыносимы. Когда отлили колокол и ударили в него, раздался звук «Эмилле!» («Мама!»). Девочка продолжала звать мать и из загробной жизни…
А теперь хорошая новость. В 1999 г специалисты провели полный химический анализ Emille Bell. Он показал, что в состав сплава входит медь, олово, свинец и цинк. Но никаких следов фосфора, которые остались бы, если в колоколе находились человеческие останки, обнаружено не было. Можно выдохнуть: Эмилле – лишь страшная легенда.
Другие корейские колокола
Больше всего в стране сохранилось буддийских колоколов: их звон собирал людей на молитвы, и считалось, он спасает страдающие в аду души. Самый старый артефакт в стране датируется 725 г – он находится в храме Сангвон на горе Одэсан, а его высота составляет 1, 67 м. До наших дней дошли и 70 колоколов династии Корё (самый ранний – 963 г). Это бронзовые изделия до 1,7 м высотой, украшенные драконами, буддами и бодхисаттвами.
Надо сказать, что колокола не пользовались популярностью у бедных корейцев: буддийские монастыри заставляли жителей безвозмездно отдавать свои реликвии из бронзы, чтобы переплавить их в новые колокола.
Сегодня все осталось в прошлом, и исполинские колокола служат лишь напоминанием о сложной истории Кореи, о ее традициях, мифах и легендах. И 33 удара Посингак звучат, как праздник: вот и наступил новый год, который, конечно, будет лучше и светлее, чем предыдущий!