«Игра в кальмара»: реальность или выдумка?
Платформа Netflix заработала бинго на южнокорейском сериале « Ojingeo geim»: за первый же месяц его посмотрели около 132 миллионов человек. Похоже, рекорды будут установлены не только в части просмотров – мир сошел с ума, воссоздавая новую поп-культуру с атрибутами сериала и проводя челленджи по мотивам игры. А психологи спорят, можно ли смотреть этот фильм молодежи с ее неокрепшей психикой. Как режиссер и сценарист Хван Дон Хёк добился такого успеха? Размышляем, что же притягивает и пугает зрителей дорамы.
Правда и вымысел
Корейские фильмы и сериалы поражают богатством фантазии, но волноваться не стоит: смертельные игры на выживание – это фантазия, а не реальность. Этот сюжет довольно популярен в киносреде – достаточно вспомнить «Голодные игры». Однако Хван Дон Хёк в интервью признался, что его вдохновляли японские комиксы – похожие сюжеты есть в мангах «Королевская битва» и «Игра в лжецов». Идея сериала пришла режиссеру еще в 2008 году, но потребовалось время, чтобы воплотить ее в жизнь.
А вот все испытания, через которые проходят герои «Игры в кальмара», действительно основаны на реальных детских играх в Корее:
- Ттакчи или «красный свет – зеленый свет». В России есть похожая игра «Тише едешь – дальше будешь». Смысл всех игр – что через поле можно двигаться, пока ведущий стоит спиной к игрокам, но необходимо замереть, когда он повернется лицом. Часто перед этим ведущий поет короткую фразу.
- Сахарные соты. Dalgona – так называется это лакомство – очень популярна в Корее. Это своеобразный леденец из сахара и соды, текстура которого сразу после выпечки напоминает соты. На печенье ставится штамп в виде фигурки, и ребенок должен вырезать ее иголкой, не повредив. За успех уличные продавцы вознаграждают малышей, подарив им еще одну дальгону.
- Перетягивание каната. Подобные соревнования можно найти в любой стране мира – одна сторона должна перетащить другую через центральную линию. В Южной Корее перетягивание каната в той или иной форме присутствует на многих национальных праздниках (например, в честь урожая).
- Гусеулчиги (игра со стеклянными шариками). Здесь существует масса вариаций, что подчеркнуто в фильме – участники могут выбрать любую игру на свой вкус. Сон Ки Хун, главный герой сериала, играет в холчжанг (чет-нечет). Один игрок держит в кулаке шарики, а другой должен правильно угадать, это нечетное ( hol ) или четное ( jjang ) число.
- Стеклянный мост. Это отсыл к игре «jinggeom dari geonnagi» (пересечь ступенчатый мост), где нужно прыгать с фрагмента на фрагмент, чтобы добраться до финиша.
- Игра в кальмара. В оджингео нори играют на площадке, нарисованной в виде кальмара. Нападающая команда, которая должна прыгать на одной ноге, находится в верхней части, а команда защиты – в «теле». Задача каждой команды – обезоружить другую.
Социальное неравенство
Критики считают, что одна из причин успеха корейского сериала – обращение к социальным проблемам страны и максимальная приближенность к реалиям. Это заметно даже по выбору героев. В фильме нет культа молодости и красоты, характерного для дорам – зато здесь полно малосимпатичных возрастных героев, которым не повезло в жизни.
Так, актер Ли Джон Джэ играет шофера Сон Ки Хуна, который лишился работы и семьи, живет с пожилой матерью, и пытается разбогатеть на ставках. Его друг Чхо Сан Воо прогорел на инвестициях. Другие персонажи-участники жестокой игры имеют аналогичный бэкграунд, при этом сложно говорить о гиперболизации или гротескности их образов.
Трущобы и уличные лавки, сменяющиеся сияющими небоскребами и суперсовременным метро, нищета и богатство – у зрителя возникает закономерный вопрос: а как же южнокорейское экономическое чудо? Оно есть, а огромное социальное неравенство – по сути, его неизбежное последствие. Этот контраст тоже привлекает зрителей.
Кстати, режиссер не скрывает, что сам жил в бедности и использовал в фильме собственный опыт и воспоминания. Более того, он делает отсыл к поголовной закредитованности корейцев: сегодня она составляет 100% ВВП и продолжает увеличиваться. Так что тема выживания в фильме довольно многомерна.
Тема капитализма и расслоения общества привлекла внимание зрителей и критиков в предыдущем корейском хите – оскароносном фильме «Паразиты», снятом Пон Джун Хо. В этом плане корейское кино весьма интересно – оно не боится поднимать злободневные вопросы и ярко иллюстрировать реальность.
Человек человеку волк и всё не то, чем кажется.
Ну а эта мысль проходит через сюжетные коллизии сериала красной нитью. Как трансформируются понятия морали и нравственности в безвыходных ситуациях? Что лучше – умереть самому или уничтожить другого, пока он не уничтожил тебя? Почему игра прекратилась, но участники вернулись в нее снова? Насколько важен командный дух, чтобы выжить?
Герои «Игры в кальмара» решают эти вопросы по-разному – кто-то предсказуемо, кто-то – совсем наоборот, и эти коллизии держат зрителей в напряжении на протяжении всего сериала.
Опасен ли этот фильм для подростков?
Сцены насилия в «Ojingeo geim» точно не сильнее, чем в других фильмах на аналогичную тему и по большому счету, влияние комиксов здесь ощущается явно. Так что проблема вряд ли заключается в визуальном ряде сериала.
Самая удачная находка режиссера, которая и «выстрелила» - это использование в сюжете детских игр, знакомых каждому ребенку. Даже в невинную детскую игру можно вложить совершенно иной смысл – и тогда она приобретает иное значение. В общем, вопрос интерпретации сюжета подростками лежит в плоскости мировоззрения семьи и общества.
Порция аутентичности
Если вы еще не смотрели лучшие сериалы Кореи, устраивайтесь поудобнее и начинайте с «Игры в кальмара». А чтобы дух и стиль фильма «зашел» лучше, предлагаем вам подборку корейской еды, которую обязательно стоит попробовать:
- Азиатские снеки и чипсы с необычными вкусами;
- Лимонад с соком Ice talk;
- Культовый напиток Милкис;
- По-настоящему острая лапша от Nongshim;
- Любимый местный фаст-фуд токпокки бренда Samyang;
- И конечно, кимчи.
Приятного аппетита и не менее приятного просмотра!