Мокпан: одни глядят, как другие едят
Mukbang – удивительный тренд, который придумали корейские видеоблогеры. Это процесс поглощения еды на камеру. Формат завоевал национальную популярность в 2010 г на местной платформе AfreecaTV, а затем расширил свою интернет-географию с помощью YouTube. Спустя пять лет тренд стал глобальным: его последователи появились практически в каждой стране мира и во всех социальных сетях.
Так что если родители в детстве говорили вам, что некрасиво смотреть в рот другому человеку, это безнадежно устарело. Смотрите на здоровье: биджеям (мокпан-блогерам) именно за это и платят!
Как возник этот жанр
«Одонатился» mukbang не сразу. Изначально видеотрансляция своих обедов или ужинов стала оригинальным способом избежать одиночества. Для корейцев еда – всегда совместная трапеза, на которой присутствуют родные или друзья. Это вкусно, весело, это общение и поддержка.
Вековые традиции не могут исчезнуть быстро, а вот уклад жизни у корейской молодежи очень изменился всего за пару десятилетий. Все молодые люди теперь стремятся получить хорошее образование и сделать карьеру, поэтому вынуждены жить далеко от дома. А мегаполисы, как не парадоксально, лишь усугубляют чувство одиночества. По статистике, сегодня уже 25% корейцев живут одни – и эта цифра только увеличивается.
Еда на камеру стала заменой жизненного необходимого тесного общения за семейной трапезой. Биджей (BJ) знает, что его сейчас смотрят тысячи людей, ну а те, кто ужинает в одиночестве, всегда могут включить любимый канал.
Сколько может съесть биджей
Длительность роликов и трансляций может быть различной для Tiktok, Instagram или YouTube. Например, ролик, набравший в YouTube 66 млн просмотров, длится 17 минут. Девушка-BJ Sulgi (8,7 млн подписчиков) указывает в субтитрах блюда, которые она готовит и собирается съесть за 17 минут. Вдруг кто-то захочет повторить?
Но обычному человеку повторить это вряд ли удастся: только сковородой с рамен, токпокки и сосисками (bulgogi tteokbokki ) можно было бы накормить трех мужчин. Впрочем, Sulgi готовит дальше:
- Кимбап - основательную порцию риса, обжаренного с ветчиной и кимчи, которую дополняет моцареллой и заворачивает в лист нори;
- Закуску из крахмальной лапши и острой моркови. Ее она тоже заворачивает в нори, и делает стир-фрай роллы;
- Ставит на стол острого цыпленка (вернее, три основательных окорочка);
- Обжаренные в кляре королевские креветки;
- Трапезу дополняет перец, зеленая кимчи и соусы.
С едой, занимающей стол целиком, девушка в ролике расправляется довольно быстро и очень аппетитно. В среднем, биджеи способны поглотить за один присест 7-10 000 килокалорий, и это еще не предел. Японка Юка Киносита может съесть до 23 000 ккал. Правда, ее случай особенный: из-за проблем с кишечником организм усваивает совсем немного процентов от этого количества еды. Поэтому за свое здоровье Юка не опасается.
Между тем, первые по популярности вопросы зрителей мокпана – почему блогеры не толстеют, и не монтаж ли это? Желудок человека может увеличиваться в объемах на 75%, но способность съесть большое количество еды дана не каждому. Поэтому у азиатских биджеев есть свои «фишки»:
- Интервалы (ролики снимаются не ежедневно, а раз в неделю);
- В остальное время блогер находится на диете, что уравновешивает калорийность рациона;
- Занятия спортом помогают оставаться в форме;
- Корейская еда хорошо сбалансирована: здесь присутствуют острые приправы, улучшающие метаболизм, а также рис, морепродукты и ферментированные овощи, действующие как натуральные пробиотики.
И все-таки луженый желудок сам по себе не способен привлечь миллионы подписчиков. Поэтому в дело вступает подача роликов, а точнее, ASMR-триггеры. Возможно, вы еще не знаете этой аббревиатуры, но точно ощущали эти триггеры на себе: это мощнейший инструмент современной рекламы.
ASMR-подача: отбей, если сможешь
Autonomous sensory meridian response обозначает автономную сенсорную меридиональную реакцию. Термину всего 10 лет от роду. В «переводе» с научного языка он обозначает приятные ощущения, возникающие у человека в ответ на визуальный, аудиальный или тактильный ряд. Чаще всего люди характеризуют их как «мурашки по коже».
Формат видеороликов не может обеспечить тактильные ощущения у зрителя, но с лихвой компенсирует это двумя другими триггерами. Крупные планы, тщательно подобранное сочетание цветов, демонстрация текстуры продуктов сразу привлекает внимание. А звуки поглощения пищи усиливают ощущение сопричастности к процессу, и блогеры успешно этим пользуются.
Мы снова возвращаемся к феномену корейского мокпана. Красочность местной кухни обеспечивает идеальный визуальный ряд: бесцветные лапша и токпокки на глазах пропитываются острым и пряным красным соусом, зеленые овощи и листы нори вносят успокаивающий цветовой оттенок, а яркий желток яйца привносит идеальный акцент в картинку. Соусы для барбекю и рамен смешиваются в мисках на глазах у зрителей, создавая иллюзию домашней кухни – просто, незатейливо, быстро.
Сколько платят за шок-контент
Биджеи монетизируют свою работу несколькими способами:
- Получая донаты с местных платформ;
- Увеличивая количество подписчиков, чтобы платформа включала в показы рекламные блоки;
- Используя нативную рекламу (продукцию определенных производителей).
Порог в $ 100 000 в год крупными биджеями был пройден еще в начале пути, а если учесть постоянное расширение интернет-географии их проектов, остается только догадываться, существует ли высшая планка в этом необычном формате. Пока лидерство удерживает Zach Choi с зарплатой $ 3.6 млн.
Неудивительно, что 6 из 10 корейских миллениалов хотели бы стать видеоблогерами. Но в формате мокпан им придется постараться: действующие биджеи, пожалуй, выжали из него все возможное.